Сульфатация – очень частое и распространённое явление, которое достаёт практически каждого водителя в мире. Это процесс образования сульфатов свинца (его ещё называют сернистокислым свинцом) на аккумуляторных пластинах при взаимодействии этих пластин с серной кислотой, которая составляет рабочую основу электролитической жидкости.
Собственно, аккумулятор в целом и работает именно благодаря постоянно сменяющемуся процессу сульфатации и дальнейшей десульфатации. Во время разрядки аккумулятора происходит сульфатация, а во время разрядки свинец проходит процесс восстановления из сульфатов.
Но есть ещё и процесс более глубокой сульфатации. Она происходит тогда, когда поверхность пластин покрывается очень крупными кристалликами свинцового сульфата. Они образуют со временем постоянную плёнку, сквозь которую не могут проникнуть молекулы электролитического расплава. Таким образом, образуются большие участки активной пластины, которые не контактируют с электролитом, а значит, и процессов генерирования тока при этом не происходит. Именно этот процесс и называют в просторечии сульфатацией.
Этот процесс приводит к тому, что большие участки пластин просто не участвуют в процессе работы аккумулятора, а это приводит к тому, что последний быстро разряжается, а внутренние показатели сопротивления батареи возрастают. Тут уже возникают и проблемы с запуском двигателя, не может быть обеспечена работа электрооборудования на борту.
Причин сульфатации много.
Первая – это излишне глубокая разрядка аккумулятора. Если забыть включёнными электроприборы в оставленном автомобиле, это может привести к очень глубокому разряду аккумулятора. Точно то же самое происходит в случае, когда аккумулятор долго хранится без использования. Так, в магазинах батареи хранят заряженными, и этому примеру стоит следовать. Если не удалось запустить двигатель, нельзя ставить аккумулятор, не зарядив его, на полку.
Ещё одна химическая причина – низкий уровень электролитической жидкости. Пластины, которые выступают над поверхностью электролитической жидкости при взаимодействии с кислородом ускоренно сульфатируются. Также причиной этого опасного для машины процесса может быть содержание в электролите многочисленных примесей, если производитель прибора не отличался качеством работы.