При высоких рабочих температурах, недостатке смазочного материала, плохом охлаждении ДВС поршни изнашиваются. Проблему усугубляет несвоевременная замена масляного и воздушного фильтров: это приводит к пагубному воздействию абразива на рабочие поверхности.
О поломке поршня свидетельствуют характерные признаки:
— Чрезмерный угар масла.
— Падение давления в системе.
— Повышенная дымность.
— Посторонние звуки, стук при работе мотора.
Вместе с характерными признаками падает мощность, ухудшается энергоэффективность, растет жор масла. Поэтому поршни, покрытые дефектами, необходимо своевременно менять, дополнительно растачивая или хонингуя цилиндр. Новые запчасти для иномарок в магазине, в частности поршни, следует подбирать после тщательной дефектовки двигателя. Если износ цилиндра превышает 0,15 мм, растачивают цилиндры и устанавливают поршни ремонтного размера.
Инструкция по замене поршня на примере мотора 1ZZ-FE
1) Демонтаж патрубка бензопровода, слив топлива в предварительно подготовленную емкость.
2) Визуальный осмотр ДВС при снятой клапанной крышке.
3) Снятие шестерни, цепи газораспределительного механизма.
4) Профилактически стоит провести «рассухаривание» клапанов.
5) Демонтаж самих поршней, очистка нагара с поверхности впускных клапанов.
6) Профилактическая чистка выпускных клапанов. Как показывает практика, они покрываются плотным слоем масляного кокса. После очистки каждый выпускной клапан притирают.
7) Прочистка и насаживание поршневых пальцев набором удлинителей.
8) Болты затягивают динамометрическим ключом. Главное – выбрать хороший рычаг и дозировать момент затяжки в соответствии с технологическими нормативами производителя.
9) После замены поршней двигателя желательно провести обкатку – 1-2 тыс. км поездить на малых скоростях (до 80 км/ч), резко не повышая обороты ДВС.
Общие рекомендации по замене поршней
Если юбка поршня или канавки колец изношены, тянуть с заменой нельзя. Комплект новых поршней следует подбирать в соответствии с состоянием цилиндров. Поршни большего размера уменьшат зазор – расстояние до юбки цилиндра.
Главное – чтобы зазор превышал 0,02 мм. Подыскивая автозапчасти в Украине, отдавайте предпочтение поршням с комплектом пальцев и стопорных колец. Обращайте внимание и на массу поршней: разница в весе не должна превышать определенный показатель (для мотора CA4DC2 – 10E3 это 4 г). Учтите, самыми крепкими признаны кованые поршни. Их получают с помощью литья. Металл нагревают, а затем проводят механическую обработку. Ковочная температура алюминия достигает 500°C.