Феномен, о котором принято говорить в России (как во Франции о кухне, а в Англии – о погоде) – вовсе не футбол и не хоккей, и даже не «Дом-2». Это отечественный автопром. Особенно много стали говорить о нем последнее время, когда судьба ВАЗа стала буквально висеть на волоске.
Интересная черта отечественных автомобилей - они воспитывают своего владельца, и человек не замечает, как меняется. Часто даже люди, очень далекие от техники, вдруг начинают прекрасно разбираться в строении автомобиля и сами делают вполне качественный ремонт – благо, автозапчасти ВАЗ стоят недорого и продаются на каждом углу.
В Советском Союзе ВАЗ (Волжский автомобильный завод) появился неспроста. Для обеспечения нужд населения СССР хватало производимых грузовиков и автомобилей повышенной проходимости, производимых на УАЗе. Но вот автомобилей для простого советского человека, за которым не надо стоять в очереди, как за «Москвичом», в СССР не было.
Чтобы заполнить эту нишу, правительство страны выбрало лучший в мире автомобиль. В 1965 году им считался Fiat 124. Благодаря содействию итальянских автопроизводителей, был построен завод в городе Тольятти. К выпуску автомобилей приступили уже в 1971 году. «Копейка» была построена по той же технологии, что и Fiat 124, но не была точной копией этого автомобиля. Как выяснилось, Fiat плохо подходит для русских дорог, поэтому кое-что в конструкции всё-таки пришлось изменить. Двигатели «копейки» были новые, с коротким ходом поршней, с верхним распределительным валом – только благодаря этому впоследствии увеличивался литраж мотора. Диск сцепления был оснащен накладками с увеличенным диаметром, клиренс тоже пришлось увеличить. Усилили и изменили детали подвески, а задний мост был изготовлен по последнему слову техники. Задние дисковые тормоза, не подходящие для советских дорог, были заменены на барабанные.
После введения ВАЗ 2101 стал выпускаться универсал ВАЗ 2102, полюбившийся семьям и дачникам. Вскоре его заменил последователь 2104. А в 1977 году появился советский автомобильный бестселлер – полноприводный автомобиль «Нива» (ВАЗ 2121). Благодаря появлению автомобилей, стала развиваться новая отрасль промышленности. Появились автозаправки, стали активно производить запчасти для автомобилей. В 1990-е, когда в странах бывшего СССР стали появляться иномарки, доля отечественных автомобилей на рынке стала занимать не более четверти. Тем не менее, спрос на отечественные автомобили остается, благодаря низкой цене, а также тому, что автозапчасти ВАЗ всегда легко найти в магазинах.