|
Химическая атака на Туапсе
|
|
Новость № 1428 |
Тема: Химическая атака на Туапсе |
|
|
|
Химическая атака на Туапсе
21 Май, Пятница, 2010
Обитель Зла - так окрестили химический терминал в Туапсе. Весенней ночью приморский городок Туапсе проснулся от сильной вони: пахло чем-то едким. В домах близ набережной не спасали даже наглухо задраенные окна. Утром запах исчез, а на следующую ночь опять завоняло. Так повторялось почти две недели, пока город не накрыл шквал отравлений.
Вранье местных чиновников, пытавшихся любой ценой погасить последствия инцидента, лишь подогрело панические настроения горожан. Как ни стараются прокуроры и врачи скрыть последствия «тестовых испытаний» химического терминала на Черном море, удается им это плохо.
«УДОБРЕННЫЙ» ГОРОД ТУАПСЕ
Окна квартиры Натальи Бабичевой выходят прямо на городскую набережную. Набережной в Туапсе считают узкую полоску асфальта, зажатую между причалами и железнодорожной веткой, по которой то и дело курсируют грузовые составы.
- К постоянному грохоту я давно привыкла - форточка у меня всегда открытая, - рассказывает Наталья. - Когда по ночам стал шуметь еще и терминал с удобрениями, внимания на это как-то не обратила. Пока не появился, мягко говоря, странный запах...
Наталья проснулась от неприятного ощущения: жгло в носу и горле, как при первых признаках простуды. Наутро началось сильное головокружение. А еще через пару дней во рту возник металлический привкус.
Не на шутку перепуганная женщина вооружилась биноклем и разглядела причину своих страданий - внушительное судно, стоящее у причала химического терминала.
- Как раз шла погрузка, в пароход что-то засыпали через большую трубу, - вспоминает Наталья.
В ближайшей аптеке, куда простуженная зашла купить что-нибудь от отравления, ей даже не пришлось описывать симптомы. Фармацевты сами вовсю глотали таблетки.
- Живу я на окраине, а работать езжу в центр, - рассказала сотрудница аптеки Татьяна Долгова. - Где-то в середине марта по дороге на работу почувствовала себя плохо. Было такое ощущение, что отравилась. Дома стало еще хуже, слизистая отекла, как при аллергии. Пошла к врачу. В больничном листе, как водится, написали ОРЗ, хотя было ясно, что никакая у меня не респираторная инфекция, а именно отравление. Хорошо еще сама себе назначила лечение и вовремя пропила сорбенты, а то валялась бы сейчас на больничной койке. В лучшем случае.
В паре сотне метров от аптеки, прямо на парапете набережной, с раннего утра всегда полно рыбаков. Кто-то из них первым и забил тревогу, когда увидел, что под погрузкой у химического терминала стоит судно, с которым явно происходила какая-то нештатная ситуация.
- Над морем в это время стоял сильнейший запах мочи. Прямо как аммиак, - говорит рыбачка Ирина, вместе с мужем закинувшая в море удочку. - Мы позвонили дежурному администрации города узнать, что происходит, а тот давай на нас орать: "А какого хрена вы там делаете?! Быстро уе...вайте оттуда!"
В Туапсе появились сообщения о первых смертельных исходах от отравлений. Испуганные и возмущенные горожане бомбили звонками администрацию и местный Роспотребнадзор. Наконец главе Туапсинского района Виктору Кошелю пришлось признаться: в порту на не доведенном до ума терминале по перевалке минеральных удобрений производилась погрузка этих самых удобрений. Ее свидетелями и стали сотни туапсинцев, оказавшихся потом клиентами центральной горбольницы. При этом в Роспотребнадзоре сообщили: "Довод о нанесении серьезного ущерба здоровью жителей города не находит подтверждения". Видимо, жалобы туапсинцев на ухудшение самочувствия и сильный запах аммиака санитарное ведомство сочло "несерьезными". Роспотребнадзор-у на все на...ать, как и нашему правительству на граждан.
Виновник происшествия, впрочем, был назван: фирма "Туапсинский балкерный терминал" - "дочка" известной в России минерально-химической компании "Еврохим", крупного производителя и экспортера минеральных удобрений.
В администрации собрали совещание с показательной поркой руководства терминала. Местные чиновники ни много ни мало постановили: "Обеспечить безусловное выполнение Закона РФ..." Но не успели руководители района, города, Роспотреб- и прочих надзоров разойтись по кабинетам, как "выполнять Законы РФ" оказалось некому - судно, под завязку загруженное не то аммиачной селитрой, не то карбамидом (точное название удобрений до сих пор неизвестно), ушло в открытое море.
А по Туапсе поползли новые слухи: якобы Кошель специально выжидал, пока завершится погрузка, после чего и устроил спектакль для прессы с совещанием и разносом "морских" предпринимателей. Как бы там ни было, выяснять, кто позволил им с недостроенного причала грузить удобрения, никто почему-то не стал. Более того, общественная организация "Экологическая вахта по Северному Кавказу", потребовавшая расследовать обстоятельства погрузки, получила удивительные ответы из компетентных органов. Оказалось, что никакой перевалки удобрений и в помине не было, а были, по мнению туапсинского транспортного прокурора Дениса Крейды, "тестовые испытания оборудования". Почему "тестированием" занималось судно под турецким флагом, а "испытывалось оборудование" с помощью химически активных веществ, а не, скажем, песка, прокуратура не посчитала нужным разъяснять. Прокурор и мэр Туапсе оба пляшут под одну дудку и на здоровье жителей города им также начхать, пусть хоть все передохнут.
- Никакие это были не "тестовые испытания", - полагает эколог, председатель Туапсинского общественного экологического совета Евгений Витишко. - Шла, судя по внешним признакам, обычная коммерческая отгрузка. Дело в том, что балкерный терминал должны были ввести в эксплуатацию еще несколько месяцев назад, но его хозяева сорвали график работ, хотя контракты на поставку удобрений, очевидно, заключили уже давно.
А ДЕЛЬФИНЫ ДОБРЫЕ, А ДЕЛЬФИНЫ МЕРТВЫЕ
В начале апреля, когда туапсинцы все еще осаждали поликлиники и больницы, были обнаружены бездыханные тела дельфинов на побережье в Сочи.
Всего за пару апрельских дней на пляжах было найдено несколько погибших афалин (вид черноморского дельфина). Судя по отсутствию внешних повреждений, морские млекопитающие пали не от рук рыбаков или судовых винтов. Тогда от чего? Установить это могла бы ветслужба, но, как поведали жители города-курорта, таковым его сейчас сложно назвать, скорее мини-чернобыль, видевшие мертвых животных, бездыханные туши оперативно убрали. Причем не ветеринары, а эмчеэсовцы - кодла ворюг из той же шайки, как их прозвал один читатель.
Местный эколог, председатель Сочинской организации Всероссийского общества охраны природы Алла Юсупова, заявила, что дельфиний мор мог быть связан с работами на туапсинском терминале "Еврохима", ведь Туапсе и Лазаревский район Сочи разделяют всего 30 км побережья.
Минерально-химическая компания эколога не поняла и потребовала от нее публичных извинений, пригрозив, как сказала Юсупова, "иском со многими нулями". Бизнесмены чувствовали себя хозяевами положения, поскольку мертвых дельфинов исследовать не удалось...
"У нас в городе дельфины не гибнут", - на радостях заявил технический директор "Туапсинского балкерного терминала" Леонид Кривопуст. В ответ в Интернете тут же кто-то выложил фото мертвых дельфинов, обнаруженных на городском пляже Туапсе. Они лежали в нескольких сотнях метров от терминала, в районе строящегося элитного гостиничного комплекса "Пальмовый берег" и пансионата "Белая Русь". Одного бездыханного афалина туапсинцы сами вытащили из воды прямо у городской набережной.
Но, как и в Сочи, "туапсинские" трупы животных благодаря чьим-то стараниям бесследно исчезли с берега. О результатах анализов (если их вообще кто-либо делал) опять ничего не известно.
НЬЮ-ВАСЮКИ
Между тем благодаря блогерам и Интернет-форумам (заменившим туапсинцам местные СМИ и правоохранительные органы) постепенно нарисовалась относительно полная картина произошедшего.
Оказалось, что 15 марта в Туапсинский порт действительно вошел турецкий сухогруз и пришвартовался к причалу "Еврохима". Днем позже в чрево его трюма стали засыпать удобрения. Но транспортировочная линия терминала еще не была полностью закрыта, как того требуют портовые нормы, и пыль от удобрений беспрепятственно попадала в воздух и витала над городом. Ею-то и надышались, судя по всему, ничего не подозревавшие жители.
Примечательно, что, когда на терминале уже вовсю работали сотрудники контролирующих служб, к нему пришвартовался еще один иностранный сухогруз, и химическая экзекуция повторилась. В Туапсе поговаривают, что после "удобренческого" скандала в порт должна была нагрянуть очередная высокая комиссия. Перед ее визитом по причалу, говорят местные жители, носились люди в противогазах и лопатами сбрасывали в море остатки удобрений...
А ведь как все хорошо начиналось пять лет назад, когда компания "Еврохим" только намеревалась строить в туапсинском порту свой терминал. Сколько сладких речей лилось на общественных слушаниях! Евгений Витишко загибает пальцы: компания обещала обустроить вокруг терминала санитарно-защитную зону, высадить множество деревьев, переселить жителей ближайших домов (причем еще до начала строительства) и даже отремонтировать уличное освещение...
Стройка началась, а обитатели двух трехэтажек по улице Гагарина, ближе всего расположенных к будущему объекту, так и остались жить в своих хрущобах. "Туапсинский балкерный терминал" до сих пор кормит людей обещаниями последующего отселения.
А вот обитателю еще одной хрущевки по той же улице Гагарина переселение даже не светит. Их дом, как следует из официальных ответов, не попадает в 100-метровую защитную зону, потому что находится от терминала на расстоянии аж целых 104 метра. Кое-кто из жильцов злополучного 19-го дома уже обратился в суд, где, кроме прочего, собирается рассказать, как во время последней загрузки удобрений на их улице лежали отложения бело-розовой пыли толщиной с мизинец...
- С самого начала к "Еврохиму" было много вопросов. Например, зачем потребовалось строить столь опасный объект прямо в центре города, втиснув его между зерновым терминалом и нефтеналивным причалом? Рядом - устье реки Туапсе, зона выхода смерчей на берег. Уже бывало, что это место серьезно затапливало. Дождемся еще одной катастрофы? - задает сам себе риторический вопрос Витишко. Как бы между прочим он вспоминает печальный случай 1947-го в порту американского города Техас-Сити, когда в результате грубого нарушения правил погрузки аммиачной селитры загорелся и взорвался французский сухогруз. Сила взрыва была такова, что обломки судна разбросало в радиусе двух миль, а из-за раскаленных осколков металла загорелись несколько нефтехранилищ и складов химического комбината. Общее число жертв достигло полутора тысяч.
Любопытно, что примерно то же самое в свое время говорил и кое-кто из прежнего руководства города. Правда, только до той поры, пока в 2007 году по инициативе губернатора Краснодарского края Александра Ткачева не был проведен референдум по поводу... ликвидации самого города. Губернатор предложил включить город Туапсе в состав Туапсинского района, иными словами, низвести до уровня простого поселения.
- В приморском городе столь странную инициативу сразу связали с балкерным терминалом: якобы его хозяевам сильно мешало городское самоуправление. Тем более что к тому времени местные общественники внесли в городской парламент предложение о проведении экологического референдума: хотели вынести на обсуждение вопрос о допустимости строительства в порту нового опасного объекта.
Не успели. Власти со своим референдумом оказались проворнее. Причем в лучших кубанских традициях чуть ли не 90% избирателей выразили полное одобрение "политике партии". Туапсинцы до сих пор недоумевают, откуда взялись такие цифры, если соцопросы свидетельствовали ровно об обратном. Шутки шутками, но нынешний сити-менеджер Туапсе Александр Чехов вплоть до прошлого года занимал должность первого замдиректора "Туапсинского балкерного терминала", акционером которого, по некоторым данным, он до сих пор и являлся. Такое вот интересное совпадение.
СОКРЫТИЕ ПОКАЖЕТ
Если факт нахождения мертвых дельфинов уже не оспаривают (неизвестна по сей день только официальная причина мора), то ситуация с возможными летальными исходами людей крайне туманна. У страха, как известно, глаза велики. Особенно когда нет объективной информации. В городе говорят о 19 погибших сотрудниках терминала, отравившихся еще при первой загрузке. Однако попытки подтвердить или опровергнуть эту информацию в администрации Туапсинского порта и у руководства балкерного терминала успехом не увенчались.
- Вы серьезно говорите про то, что у нас могли быть смертные случаи? - улыбался главврач Центральной городской больницы Владимир Свазьян. - Мы уже отвечали прокуратуре: никто в нашу больницу за последний месяц с отравлениями не обращался.
Одно из двух: либо глава района Кошель, заявивший об "обращениях в центральную городскую больницу", мягко говоря, оговорился, либо лукавит главврач.
О том, что последнее вероятнее, свидетельствует тот факт, что после начала "пусконаладочных работ" на балкерном терминале в Центральную городскую больницу доставили в состоянии комы Анатолия Моряшова, старшего механика с буксировщика "Виктория", базирующегося всего в сотне метров от места погрузки удобрений. 65-летнего моряка поместили в реанимацию, но спасти его не удалось. Анатолий Моряшов, не приходя в сознание, скончался через три недели после ЧП в порту.
Как рассказывает его вдова Татьяна, в ЦГБ поставили диагноз: менингоэнцефалит. Татьяне объяснили, что причиной тяжелого состояния ее мужа была запущенная пневмония. Такое объяснение женщину не удовлетворило, тем более что назначенный Анатолию ударный курс антибиотиков ни на йоту не улучшил его состояние. Татьяна считает, что в больнице ее мужу могли намеренно поставить неверный диагноз. Она обратилась в прокуратуру с просьбой установить истинную причину смерти супруга.
Обстановка в Туапсе между тем все больше накаляется. По городу гуляют листовки с призывами к активному противодействию балкерному терминалу, пуск которого (уже вполне официальный) намечен на конец мая. Местной протестной знаменитостью стал инвалид-чернобылец Борис Ступников - он первым написал открытое письмо президенту Медведеву и поведал гаранту Конституции о невеселых делах в городе.
Эпистолярный жанр стал неотъемлемой частью туапсинского быта. Народ заваливает письмами прокуратуры всех уровней, Госдуму и общественные организации. Недавно написали даже в Международный олимпийский комитет. Рассказали о том, какое соседство уготовано олимпийскому Cочи.
R93 - Автопортал Краснодарского края: Авто новости
Поделиться
Поделиться
Класснуть
|
|
|
|
Сочи снова станет городом-госпиталем
26 Сентябрь, Понедельник, 2022 г. | Краевые новости
На курорте разрабатывают план по приёму на лечение военнослужащих, раненных в ходе спецоперации..далее»»
|
|
На Кубани полицейские взяли станичника-похитителя коров
25 Сентябрь, Воскресенье, 2022 г. | Краевые новости
37-летний житель станицы Черниговской похитил пасущуюся в поле крову, продал ее, вырученные деньги.далее»»
|
|
Оползень повредил 20 жилых домов в Сочи, введён локальный режим ЧС
5 Октябрь, Вторник, 2021 г. | Краевые новости
4 и 5 октября на побережье зафиксировано выпадение сильных залповых осадков, досталось всей территории.далее»»
|
|
Обновления на курорте Красная Поляна к новому горнолыжному сезону
3 Октябрь, Воскресенье, 2021 г. | Краевые новости
Основные горнолыжные планы курорта Красная Поляна на предстоящий зимний сезон – реконструкция трасс в.далее»»
|
|
Инвесторы начали избавляться от недвижимости в Сочи
3 Октябрь, Воскресенье, 2021 г. | Краевые новости
Средний срок владения вторичным жильем в Сочи снизился с пяти лет в прежние годы до года-двух. Это.далее»»
|
|
В Краснодарском крае ограничили посещение лесов до 6 августа
22 Июль, Четверг, 2021 г. | Краевые новости
В Краснодарском крае до 6 августа ограничили посещения лесов из-за высокой пожароопасности.
Ограничение.далее»»
|
|
В Сочи увеличили штрафы за неправильную парковку
20 Июль, Вторник, 2021 г. | Краевые новости
В три раза увеличили штрафы за неправильную парковку. Штрафы за беспорядочную парковку увеличились не.далее»»
|
|
|
Разделы |
|
автомобили с пробегом
21.11.2024
|
Hyundai Elantra
2018 г.вып. 1.9, 150 л.с.
г.Лабинск
цена: 18,333 USD
~17,164 И, ~1 682 419 руб.
|
21.11.2024
|
Nissan Skyline
1990 г.вып. 2.5, 280 л.с.
г.Абинский район
цена: 1,200 USD
~1,123 И, ~110 124 руб.
|
21.11.2024
|
Chevrolet Evanda
2004 г.вып. 2.0, 131 л.с.
г.Лабинск
цена: 3,805 USD
~3,562 И, ~349 184 руб.
|
21.11.2024
|
Opel Astra
2020 г.вып. 1.7, 140 л.с.
г.Северская
цена: 5,970 USD
~5,589 И, ~547 866 руб.
|
Авто новости
Авто статьи
Авто обзоры
|