|
Кто будет достраивать Сочи
|
|
Новость № 596 |
Тема: Кто будет достраивать Сочи |
|
|
|
Кто будет достраивать Сочи
11 Июнь, Четверг, 2009
Активное строительство олимпийских объектов в Сочи должно было начаться в нынешнем апреле. Но кризис спутал все карты - частные инвесторы уже не спешат раскошеливаться, а в бюджете страны денег на стройку века может и не хватить. Победу в конкурсе на право проведения зимней Олимпиады-2014 Россия буквально вырвала у своих основных конкурентов — Австрии и Южной Кореи. Победили практически на голом энтузиазме. Будучи тогда еще президентом, Владимир Путин лично встретился с каждым из членов Международного олимпийского комитета (МОК). О чем говорили — широкой публике до сих пор неизвестно, но в итоге Сочи выиграл, не имея ни одного из 11 положенных по регламенту спортивных объектов (в городе-конкуренте Зальцбурге большая часть сооружений уже была), ни генерального плана города.
Заявленная стоимость подготовки и проведения зимних игр-2014 составила тогда более $12 мрлд, хотя в новейшей олимпийской истории этот показатель редко превышал $4 млрд. Но наш рекорд не удивителен, если учесть, что олимпийский Сочи пришлось строить практически с нуля.
Что уже построено?
С момента победы России на конкурсе прошло почти два года, но полномасштабное строительство так и не началось.
Для того чтобы успеть сдать основную часть объектов к 2012 году (для проведения тестовых соревнований), активная часть строительства должна была начаться в нынешнем апреле.
Всего к Олимпийским играм-2014 в Сочи планируется возвести 185 различных объектов. В программу строительства также входит 156 объектов, направленных на развитие Сочи как горноклиматического курорта.
Транспортную инфраструктуру города Сочи к Олимпиаде 2014 года тоже придется создавать фактически заново. Это потребует, по оценкам Министерства транспорта, 400 млрд рублей. Построить предстоит 46 транспортных объектов, 75 км новых автодорог, 100 км железнодорожных путей, 20 развязок и тоннелей.
Большая часть расходов будет финансироваться в рамках целевой программы модернизации транспортной системы России. «Газпром» — самый крупный инвестор сочинских строек после государства. За компанией закреплен магистральный газопровод Джубга – Лазаревское - Сочи, лыжный стадион на 16 тыс. зрителей и 4-звездочная гостиница.
Готовых олимпийских объектов в Сочи — раз-два и обчелся. Их перечислил российский премьер в ходе недавней встречи с членами МОК — канатная дорога комплекса «Горная карусель», объекты горнолыжного центра «Газпром», гостиничный комплекс в поселке Лоо.
В ответ на обвинения в медлительности чиновники говорят, что все это время создавали инфраструктуру, обеспечивающую строительство олимпийских объектов. Построена электроподстанция «Поселковая» — один из важнейших энергетических объектов всего олимпийского комплекса, первый пусковой комплекс железнодорожного грузового двора и часть объездной дороги.
Запущена информационная система управления олимпийским проектом. «Мы изучали опыт олимпийского строительства в других странах (в частности, подготовку к Играм в Ванкувере), — пояснили «Профилю» в аппарате Дмитрия Козака. — И если сравнивать его со стройкой в Сочи, то мы опережаем график примерно на год. То есть в Ванкувере реализация того этапа, который мы уже завершили на сегодня, заняла на год больше».
На затягивание сроков олимпийских строек намекнул и глава комиссии МОК Жан-Клод Килли — это была, пожалуй, первая серьезная критика подготовки к Играм 2014 со стороны олимпийских инспекторов за все последнее время.
Пока не решены даже вопросы, связанные с выкупом земель и отселением жителей, хотя планировалось, что эта часть подготовки к строительству будет закончена к началу 2009-го. Сейчас чиновники обещают, что реальное переселение граждан начнется в конце этого года. Всего для переселения граждан планируется построить 16 673 кв. м жилого фонда, для жителей Имеретинской долины — более 100 домов площадью от 100 до 300 кв. м.
Однако вопросов, связанных с выкупом земель, остается множество, переселить придется более 2 тыс. человек. По данным Минрегиона, изъятию подлежало порядка 3 тыс. земельных участков.
Затягиванию сроков и удорожанию строительства также способствуют и иные проблемы, которые почему-то не удалось предусмотреть заранее. Например, корректировка проекта лыжных трасс в районе хребта Псехако из-за опасности селевых лавин. Или проблемы со строительством в Имеретинской долине, болотистый грунт которой, как выяснилось, просто не способен держать на себе масштабные сооружения. Кроме того, во время прошлогоднего визита инспекции МОК бурную деятельность развили экологи, что привело к переносу трех олимпийских объектов — так были потеряны и время, и деньги
Инвесторы: перезагрузка не удалась
Первоначальный вариант олимпийской сметы предполагал, что из общей суммы в 327 млрд рублей порядка 100 млрд освоено частными инвесторами, в том числе зарубежными. Бывший глава «Олимпстроя» Виктор Колодяжный говорил, что в числе возможных участников олимпийской стройки будут задействованы компании из США, Австрии, Германии, Испании и др. Однако не сложилось: грянул кризис, и в числе крупнейших инвесторов остались только отечественные предприниматели, которых держат в Сочи вложенные в проекты деньги или «социальная ответственность».
Перечислим самые известные из частных проектов.
Объекты, закрепленные за Олегом Дерипаской: морской торговый порт «Имеретинский», строительство нового терминала сочинского аэропорта, купленного олигархом два с половиной года назад за 5 млрд рублей (и тот, и другой, пожалуй, одни из самых перспективных и окупаемых проектов Сочи-2014), одна из двух Олимпийских деревень, дворец спорта.
Комплекс «Роза Хутор» Владимира Потанина («Интеррос»): это трассы общей протяженностью 80 км, 18 подъемников, рестораны, гостиницы, пункты проката снаряжения, горнолыжная школа, парковки и вертолетные площадки общей стоимостью почти $1,4 млрд. Также «Интеррос» будет строить горную Олимпийскую деревню, фристайл-центр и сноуборд-парк.
Олигарх Роман Абрамович собирался вложить порядка 100 млн евро в строительство автомобильных тоннелей, а бизнес-вумен Елена Батурина — около $250 млн в строительство в центре Сочи жилого комплекса «Олимп-2014».
При этом самое незавидное положение, по утверждениям экспертов, у Олега Дерипаски. Британская газета The Guardian напоминает: «В прошлом году собственный капитал Дерипаски сократился с $28,5 млрд до $3,5 млрд».
Строить олигархам стало просто не на что. Ситуацию пришлось исправлять в пожарном порядке. В качестве основного инструмента были предложены льготные кредиты Внешэкономбанка на реализацию стратегических проектов. Условия суперльготные: ставки по кредитам будут превышать ставку рефинансирования ЦБ на 0,5—1,5% (и даже ниже), а платежи по ним отсрочены до 2014 года. Первые льготные кредиты уже одобрены и выданы.
В марте «Базэл» заключил соглашение с ВЭБом на предоставление 10-летнего кредита на 9,4 млрд рублей (4 млрд рублей пойдет на строительство грузового порта, а 5,4 млрд — на аэропорт).
По последним данным, ВЭБ выделил на программу финансирования олимпийских объектов 63 млрд рублей, профинансировав 8 основных объектов, в том числе Сочинскую ТЭС, основную Олимпийскую деревню, Сочинский морской порт и мусороперерабатывающий комплекс.
Несколькими месяцами ранее кредит от госбанка ВТБ (первый транш) в $50 млн получили инвесторы проекта «Роза Хутор». Общая сумма кредита составит $750 млн.
В итоге государство формально не увеличило долю бюджетных расходов на сочинские стройки, а частные инвесторы получили возможность выполнить взятые на себя обязательства.
Однако льготных кредитов на спасение всех оставшихся без финансирования частных инвестпроектов может не хватить. Некоторые менее значительные инвестпроекты либо заморожены, либо срок их реализации перенесен на более позднее время. Инвесторов спасает то, что сочинские стройки формально делятся на чисто «олимпийские» и, скажем так, «околоолимпийские». «Олимпийские» более значимы, ответственность за них гораздо выше, и для инвесторов они являются приоритетными. Остальные — как получится.
«Все стройки, которые входят в перечень олимпийских объектов, идут по графику. Те же инвестпроекты, что находятся за рамками олимпийского строительства, подвергаются некоторой корректировке, в частности по срокам», — пояснил глава пресс-службы «Базэла» Сергей Бабиченко.
Вот только некоторые из замороженных строек, информация о которых появилась в последнее время в СМИ: насыпной остров «Федерация», на котором планировалось построить зданий и сооружений общей площадью 2,5 млн кв. м, а также ряд гостиничных объектов.
Большие игры
Эксперты пока не верят в то, что частный бизнес сумеет довести олимпийское строительство в Сочи до завершения, скорее всего, олимпийские объекты придется достраивать государству.
«С частными инвесторами все достаточно плохо, и не исключено, что большую часть олимпийских строек придется достраивать все-таки за счет бюджетных денег», — считает главный экономист «ВТБ-Капитал» Александра Евтифьева. Как считает эксперт, новых инвесторов, в том числе иностранных, привлечь тоже вряд ли удастся.
Половина из 14 главных спортивных сооружений до сих пор не нашла своего инвестора. Поиск кандидатов продолжается непрерывно. Практически в каждой зарубежной поездке руководители страны активно зазывают иностранных инвесторов на сочинские стройки. Премьер Путин предлагал поучаствовать японским и болгарским компаниям, вице-премьер Александр Жуков говорил о желании привлечь к строительству китайских бизнесменов.
Крупные зарубежные инвесторы, также находящиеся под гнетом кризиса и не спешат вкладываться в олимпийские объекты. Хотя первая ласточка появилась. В число олимпийских инвесторов намерена войти итальянская компания Todini Costruzioni Generali. Проект предполагает инвестиции в объеме 600—700 млн евро в строительство двух гостинично-торговых комплексов в Сочи — «Маленький Милан» и «Маленькая Венеция». Возможно, тут сыграл роль «дружеский» ресурс Путина и Берлускони. Вопрос только в том, не станет ли первый иностранный инвестор также и последним.
«До сдачи всех олимпийских объектов у нас остается порядка пяти лет, то есть это минимальный срок окупаемости, на который может рассчитывать инвестор, — напоминает главный экономист НБ «ТРАСТ» Евгений Надоршин. — Но дело в том, что найти длинные, даже трехлетние деньги — как в России, так и за рубежом — крайне сложно. А длинных дешевых денег на рынках просто нет».
Иными словами, новых инвесторов привлечь вряд ли удастся, особенно учитывая то, что доля привлекательных инвестиционных проектов в олимпийской стройке значительно снизилась по сравнению с докризисными временами, и, скорее всего, основная часть затрат так или иначе ляжет на государство. Государство, считает Надоршин, должно будет поддержать тех инвесторов, которые у него есть, — через льготные кредиты либо какие-то иные инструменты софинансирования, — с тем чтобы сдать объекты в срок и в полном объеме.
Потянет ли бюджет
Уже через полгода после того, как Олимпиаду-2014 отдали России, первоначальная цифра серьезно «подросла»: руководитель Счетной палаты РФ Сергей Степашин назвал свою оценку затрат на подготовку и проведение Игр — $25 млрд вместо $12 млрд, названных Путиным.
Авторы программы строительства олимпийского Сочи существенно недооценили объемы будущих необходимых вложений. Ситуация усугубилась девальвацией рубля, поскольку довольно большая часть оборудования импортная, а все расходы были изначально номинированы в рублях.
Правда, затем смета стала пересматриваться в сторону уменьшения. На сегодня итоговой является сумма, озвученная Козаком, — 206 млрд рублей (примерно $6,5 млрд), из которых средства казны составляют 118 млрд рублей.
Олимпийский бюджет «похудел» в результате серьезной чистки, когда в расчет стали брать только затраты на строительство олимпийских объектов и непосредственно завязанной на них инфраструктуры, исключив, скажем, проекты, связанные с программой развития Сочи как курорта. Внес свои коррективы и мировой кризис — по словам вице-премьера Дмитрия Козака, стоимость олимпийских объектов снизилась на 15% за счет прогнозируемого падения цен на стройматериалы.
Тем не менее, как уже упоминали эксперты, олимпийский Сочи, возможно, придется достраивать за счет бюджетных денег. Всего год назад, в эпоху беспроблемного притока нефтедолларов, подобная перспектива никого бы особо не расстроила. Однако сегодня деньги приходится считать. Хотя ряд экспертов считают, что затраты на Олимпиаду вполне посильны даже для дефицитного бюджета страны, особенно учитывая их распределенность во времени и постепенное снижение расходов по причине падения цен на сырье, материалы и стоимость работ.
Начальник отдела стратегического и макроэкономического анализа «ВТБ — Управление активами» Алексей Воробьев подсчитал, что первоначальная смета в этом случае может «похудеть» где-то на 30% без потери качества возводимой инфраструктуры.
По словам аналитика, страна обладает достаточным запасом прочности: «В государстве сосредоточен значительный запас ликвидности во внебюджетных фондах. Согласно рыночным ожиданиям, активное восстановление мировой экономики начнется в 2010—2011 годах, после чего доходная часть государственного бюджета, вполне возможно, будет сбалансирована с расходной, и нагрузка на бюджет в части спортивных мероприятий будет некритичной. По мере улучшения глобального экономического цикла и выхода из рецессии восстановится и финансирование по линии частного сектора».
Но главный посыл все же в том, что Олимпиада-2014 — вопрос престижа страны и личного авторитета Владимира Путина, заверившего мир: олимпийское строительство будет закончено в срок и в полном объеме. А значит, город будет...
Помимо экономических проблем олимпийским инвесторам пришлось столкнуться и с экологическими препятствиями.
О перспективах срыва сроков сдачи олимпийских объектов рассказывает глава российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) Игорь ЧЕСТИН.
— Что удалось сделать в части соблюдения экологических норм на строительных площадках в Сочи после прошлогоднего визита координационной комиссии МОК?
— Самое главное, были перенесены три спорных объекта, которые располагались в чувствительной части Сочинского заповедника. Санно-бобслейный комплекс и горная Олимпийская деревня переехали на значительное расстояние. Угрозу заповеднику несли даже не столько сами объекты, сколько инфраструктура, которую к ним необходимо был проводить. Там не было дорог, линий электропередачи, площадка представляла собой нетронутые места обитания диких животных, а для строительства объектов требовалась прокладка асфальтовой дороги.
— Другие проекты не вызывают опасения экологов?
— Когда все проблемы с переносом объектов были разрешены, наших экспертов стали приглашать на комиссии государственной экологической экспертизы по отдельным объектам. И достаточно быстро выяснилось, что качество проектной документации с точки зрения воздействия на окружающую среду оставляет желать лучшего. Еще в апреле этого года мы пригрозили выдать отрицательные заключения по экологической экспертизе по большому числу объектов. А покуда главная проблема подготовки к Олимпиаде — это сроки, у проектировщиков и застройщиков «Олимпстроя» могут возникнуть серьезные проблемы.
Причем проблемы эти были заложены изначально — проектировщики, согласно закону о госзакупках, привлекались через тендеры, а покуда решающее значение имела цена, то отбирались компании, грубо говоря, ничего масштабнее магазинов и не проектировавшие. А тут им пришлось создавать объекты, которые будут рассматриваться международной комиссией! То есть сами проектные организации изначально не соответствовали требуемому уровню задач.
— А не получится так, что из-за риска срыва сроков государство надавит, и все препоны, в том числе претензии экологических организаций, будут устранены?
— Я думаю, многие компании на это надеялись, но дело в том, что и само государство уже по-другому относится к данной проблеме. Обжегшись на молоке, как известно, дуют на воду. Ведь в прошлом году сложилась жесткая конфликтная ситуация. Она отняла много времени как у властей, так и у нас, потому что мы не могли двигаться дальше, пока не было принято решение о переносе спорных объектов. Мы ставили вопрос ребром: раз это невозможно, значит, Олимпиаду проводить нельзя. И тогда выяснилось, что все возможно, объекты благополучно были перенесены.
— Каковы основные проблемы в рамках реализации программы подготовки к Олимпиаде в Сочи в целом?
— Их три. Первая — это отсутствие базовой информации, которая могла бы лечь в основу мониторинга того, что происходит на строительных объектах, и в планирование всех компенсационных мероприятий. Вторая — нестыковка в планах работы различных ведомств и предприятий. Одни уже строят, другие находятся только на стадии мониторинга. Этот временной разрыв сказывается на проведении определенных работ и согласований со стороны экологических организаций. Третья проблема — это «культуростроительство».
— Что вы имеете в виду?
— Сегодня в районе поселка Красная Поляна строятся два крупнейших горнолыжных комплекса, принадлежащих «Газпрому» и «Интерросу». Если говорить о газпромовском объекте, то еще два года назад я был свидетелем того, как при строительстве подъемника рабочие уничтожили единственный ручей с питьевой водой на ближайшие 20 км. Вот это я называю «культуростроительством». Также «Газпром» постоянно покушается на территорию Кавказского заповедника, и здесь вопросов к ним очень много. Только сейчас под нажимом экспертов газпромовские проектировщики начинают задумываться об экологической составляющей проектов.
На интерросовском комплексе «Роза Хутор» ситуация совсем иная, проект начал развиваться позже газпромовского, и изначально его инициаторы были более открыты, участвовали в общественных слушаниях, встречались с общественностью. Авторы проекта решили развивать концепцию экокурорта. Вообще, под этим подразумевается то, что еще на стадии технического задания проектировщиками планируются все компенсационные мероприятия, чтобы воздействие на окружающую среду оказалось минимальным. Кроме того, перед проектировщиками ставится задача по максимуму использовать возобновляемые источники энергии и экологически чистые строительные материалы. Эти задачи были выполнены, хотя и не в полном объеме, но на газпромовских объектах они вообще не предусматривались.
— А если говорить о населении Сочи, оно уже пострадало от нарушений экологических норм?
— Конечно, многие вещи уже упущены, и упущены безвозвратно. Например, незаконные работы по забору гальки на реке Мзымта поставили под угрозу водоснабжение всего города. С ее берегов в черте Адлера забиралась гравийная смесь — снимался грунт, загружался в самосвалы, куда-то все это везлось, дробилось, и получалась щебенка, используемая для строительства дорог. Реку в результате уничтожили. Причем в течение нескольких месяцев контролирующие органы не могли разобраться, в чьем ведении решение вопроса, и все это время строители продолжали воровать гравийную смесь.
А это только самое начало работ по строительству олимпийских объектов, и как будет осуществляться контроль за соблюдением экологических норм в будущем — непонятно, эта ситуация показала полную беспомощность Росприроднадзора.
То же самое касается строительства Кольцевой дороги: по правилам МОК, не могут Олимпийские игры проходить в тупике. И тот вариант, который выбран на сегодня — дорога по берегу реки Мзымта, — крайне опасен. Мало того, что дорога проходит по территории Сочинского национального парка, она пролегает через горный карст, что делает ее ужасно дорогой — для 40 км дороги будет строиться 20 км тоннелей. На эту дорогу еще нет проектной документации, нет экспертизы, а уже строятся мосты для вспомогательной дороги — с ее помощью будет строиться главная.
И это притом, что нет никакой уверенности в том, что данный проект пройдет экологическую экспертизу. Но ни Росприроднадзор, ни прокуратура — а это действие подпадает не только под Административный, но и под Уголовный кодекс, — не могут ничего сделать. Все это вызывает сомнения в том, что наши госорганы вообще готовы к осуществлению какого-либо контроля.»
Эдуард Ларькин, «Профиль», №20(623) от 01.06.2009
FLB: Интересно, что Борис Немцов, провалившийся на выборах мэра Сочи в конце апреля, интерес к олимпийскому строительству сразу потерял. В отличие от независимых экологов."
R93 - Автопортал Краснодарского края: Авто новости
Поделиться
Поделиться
Класснуть
|
|
|
|
Приставы Сочи выселили из пансионата семью, не получившую компенсацию за снесённое жильё
5 Сентябрь, Четверг, 2019 г. | Олимпиада 2014 в Сочи
Олимпиада в Сочи давно прошла, а неприятные последствия для жителей Сочи продолжают случаться. Одно из.далее»»
|
|
Паралимпийские игры в Сочи завершились триумфом Российской сборной
16 Март, Воскресенье, 2014 г. | Олимпиада 2014 в Сочи
Сегодня День Радости и Гордости - за Крым, за Параолимпийцев. Невероятная и фантастическая победа России,.далее»»
|
|
Нас не догонят! Российские лыжники заняли весь пьедестал олимпийской гонки на 50 км.
23 Февраль, Воскресенье, 2014 г. | Олимпиада 2014 в Сочи
Молодцы ребята! Нас теперь действительно никто не догонит, 12 золотых, 11 серебряных, 9 бронзовых,.далее»»
|
|
Samsung уже получила золотую медаль на Олимпиаде
14 Февраль, Пятница, 2014 г. | Олимпиада 2014 в Сочи
На Олимпиаде в Сочи можно было заметить, как участники церемонии снимали праздник на новый смартфон Samsung.далее»»
|
|
«Живой медальный зачет» следит за успехами национальных олимпийских сборных в Сочи
13 Февраль, Четверг, 2014 г. | Олимпиада 2014 в Сочи
На территории павильона «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» в Олимпийском парке в Сочи шоу «Живой медальный зачет».далее»»
|
|
К вершинам Олимпа на AudiA6
12 Февраль, Среда, 2014 г. | Олимпиада 2014 в Сочи
Увидеть Олимпийский Сочи с вершины горного перевала. Что может быть лучше в ясный погожий день.далее»»
|
|
Что ожидали и что получили от открытия олимпиады Сочи 2014
10 Февраль, Понедельник, 2014 г. | Олимпиада 2014 в Сочи
Наконец, состоялось долгожданное открытие Олимпиады 2014 - великое событие великой страны! Несколько лет.далее»»
|
|
|
Разделы |
|
автомобили с пробегом
21.11.2024
|
Hyundai Elantra
2018 г.вып. 1.9, 150 л.с.
г.Лабинск
цена: 18,333 USD
~17,164 И, ~1 682 419 руб.
|
21.11.2024
|
Nissan Skyline
1990 г.вып. 2.5, 280 л.с.
г.Абинский район
цена: 1,200 USD
~1,123 И, ~110 124 руб.
|
21.11.2024
|
Chevrolet Evanda
2004 г.вып. 2.0, 131 л.с.
г.Лабинск
цена: 3,805 USD
~3,562 И, ~349 184 руб.
|
21.11.2024
|
Opel Astra
2020 г.вып. 1.7, 140 л.с.
г.Северская
цена: 5,970 USD
~5,589 И, ~547 866 руб.
|
Авто новости
Авто статьи
Авто обзоры
|